Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации различного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его жизни, здоровью, влекут огромные материальные потери и наносят значительный ущерб окружающей природной среде. Важной задачей образовательного учреждения является защита учащихся от наступления не желательных угроз относительно учащихся организации и персонала.
Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время решение проблем безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Формирование культуры безопасности должно быть организовано в рамках школьного обучения на уроках безопасности жизнедеятельности, а в последующем в процессе производственной или обслуживающей деятельности.
Но учёт человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования в ФГОС
ООО. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование культуры безопасности. Реализация данной задачи связана с изучением предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Безопасность образования как социально-педагогическая проблема и теоретические основы культуры безопасности рассматривалась многими исследователями: Н.П. Абаскаловой, В.И. Каракеяном, О.А. Керимшеевой, Б.С. Мастрюковой, С.Э. Некляевым, С.В. Петровым, Ю.П. Подоляном и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Актуальность данного исследования состоит в том, что задача формирования культуры безопасности у подрастающего поколения является важной для реализации государственной политики в области безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования: выявить теоретические основы и педагогические технологии обучения учащихся основной общеобразовательной школы безлопастному поведению в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на примере Космогенных опасных природных явлений
Объект: образовательный процесс, направленный на изучение чрез-вычайных ситуаций природного и техногенного характера в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет: педагогические условия формирования культуры безопасности у обучающихся.
Задачи исследования:
- изучить сущность культуры безопасности человека.
- изучить чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности.
- описать характеристику педагогических условий формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- рассмотреть методы исследования уровня сформированности навыков безопасного поведения при ЧС.
- разработать урок по теме «ЧС природного и техногенного характера» на примере космогенных опасных природных явлений в 5 классе.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков безопасного поведения у старших дошкольников
1.1 Сущность формирования навыков безопасного поведения у старших дошкольников
Для понимания особенностей формирования навыков безопасного поведения у дошкольников обратимся к понятиям «безопасность», «безопасное поведение», «безопасный образ жизни».
В научной литературе существует огромное количество различных определений понятия «безопасность». Изначально самостоятельного понятия «безопасность» как такового не существовало, долгое время оно входило и было неразрывно связано общими понятиями медицины, экологии и других естественных наук. В дальнейшем с интенсивным техническим развитием встал вопрос о самостоятельности понятия «безопасность» и формирования его в отдельную науку. В словаре С.И. Ожегова термин «безопасность» трактуется как: «Состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [34, с. 15], то есть понятие «безопасность» связывается напрямую только с потенциальными жертвами опасности.
В педагогике под безопасностью принято понимать «состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз» [40, с.28].
В психологии под безопасностью понимается «состояние человека или характеристика соответствующей обстановки, в которой человек чув-ствует себя достаточно комфортно, не боится говорить, то, что думает, и делать то, что ему хочется делать в данный момент времени» [47, с. 7].
Безопасность является не только важной характеристикой, но и критерием функционирования, стабильности и развития любой системы. С.Р. Ситинова, проанализировав историографию безопасности жизнедеятельности у дошкольников, пришла к выводу, что безопасность рассматривается по- разному:
- как потребность и интерес;
- как ощущение и ценность;
- как социальное отношение;
- как результат и процесс;
- как социальная функция защиты членов общества, их собствен-ности, природных и социальных объектов;
- как система, представляющая собой организованную совокуп-ность специальных структур, средств, методов и мероприятий, которая позволяет реализовать функции, полномочия и обязанности обеспечения безопасности на основе определенной нормативно-правовой основы [40, с. 29].
Безопасность жизненно необходима не только отдельному человеку, но и обществу в целом. Она является отражением эффективного функционирования общества, государства, цивилизации. А.А. Есипова, Э.М. Ребко отмечают: « Традиционно выделяется три основные функции системы социальной безопасности:
- экологическая - гарантия сохранности и эффективности всех ви-дов инвестиций в человеческий капитал, сохранение и развитие социума;
- психологическая - предупреждение тревожности, преодоление неопределенностей, встречающихся в реальном развитии;
- аксиологическая - сохранение многообразия возможностей и ценностей, обеспечивающих выживание общества» [9, с. 36].
Абсолютная безопасность, как состояние полной защищенность жизненно важных интересов индивида от любых внешних и внутренних угроз, невозможна в реальном мире. В жизни всегда существуют определенные риски. При этом уровень безопасности соответствует возможности управления этими рисками. Управляемость рисками обеспечивается безопасным поведением, деятельностью, нацеленной на управление рисками и предотвращение потенциального вреда.
С понятием «безопасность» тесно связано понятие «безопасное
поведение». Согласно Н.Ю. Марчук: «Поведение - это особая форма
9
деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда моти-вация действий из предметного плана переходит в план личностно обще-ственных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его - социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность (социальная обусловленность поведения)» [29, с. 11].
С точки зрения А.И. Садретдиновой: «Безопасное поведение человека представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих относительно безопасный контакт индивида с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных интересов и достижение значимых целей» [39, с. 15].
По мнению М.Л. Звездиной: «Безопасный образ жизни человека представляет собой совокупность реализуемых им на практике ценностных ориентаций, представлений, морально-нравственных установок, личностных качеств, определяющих безопасный стиль поведения» [13, с. 8]. Другими словами, безопасный образ жизни - это готовность индивида к реализации опыта в сфере здоровьесбережения.
К.Ю. Белая пришла к выводу: «Структура безопасного образа жизни включает в себя ряд компонентов: ценностно-мотивационный, деятельностный, когнитивный, рефлексивный, креативный» [1, с. 16].
Ценностно-мотивационный компонент составляют ценности и мотивы безопасного поведения, потребность соблюдать основы безопасного поведения, служить наглядным примером безопасного поведения для окружающих, а также позитивное отношение к деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности. Он включает «систему ценностных установок на постоянное развитие и образование в области культуры безопасного образа жизни» [1, с. 17].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2017. -№ 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации: режим доступа http://www.pravo.gov.ru- 02.03.2016
3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О пожарной безопасности» // Официальный интернет-портал правовой информации: режим доступа http://www.pravo.gov.ru- 30.12.2015
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Официальный интернет-портал правовой информации: режим доступа http://www.pravo.gov.ru - 15.02.2016
5. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ (ред. от 02.07.2016) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
6. Постановление Правительства РФ от 04.09.2016 № 547 (ред. от 09.04.2017) «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
7. Официальный интернет-портал правовой информации: режим доступа http://www.pravo.gov.ru - 13.04.2018.
8. Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 № 794 (ред. От 14.04.2017) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Официальный интернет-портал правовой информации: режим доступа http://www.pravo.gov.ru - 16.04.2018
9. Письмо Минобрнауки РФ от 27.04.2007 № 03-898 О Методических рекомендациях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» // Вестник образования, № 12, 2017; // Официальные документы в образовании, № 19, 2018 г.
10. Абаскалова Н. П., Казин Э. М., Шинкаренко А. С. Проблемы и пер-спективы программно-методического обеспечения предмета ОБЖ в школе на современном этапе [Текст] // Педагогический журнал. – 2018. – № 3. – С. 183-185.
11. Барышова Т.Л. Организация занятий по изучению правил пожарной и электробезопасности для детей разных возрастных групп [Текст] // Педагогический журнал. – 2018. – № 3. – С. 180-187.
12. Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. - №4. – С.72-81.
13. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. Пособие [Текст] / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 272 с.
14. Казимиров Ю. Б., Лутаенко В. Ф., Шипачева А. Д. Роль курса ОБЖ в гуманизации общего образования [Текст] // Успехи современного естество-знания. – 2020. - № 6. – С. 25-29.